Прокуратура информирует.
Заместитель прокурора Котельниковского района советник юстиции Фадеев Владимир Александрович информирует.
«От «государева ока» до «наших дней» - в 2022 прокуратуре Российской Федерации 300 лет»
12 (23) января 1722 года в соответствии с Именным Высочайшим Указом Петра I Правительствующему Сенату была учреждена Российская прокуратура — «Надлежит быть при Сенате генерал-прокурору и обер-прокурору, а также во всякой Коллегии по прокурору, которые должны будут рапортовать генерал-прокурору».
При создании прокуратуры Петром I перед ней ставилась задача «уничтожить или ослабить зло, проистекающее из беспорядков в делах, неправосудия, взяточничества и беззакония».
Первым генерал-прокурором Сената император назначил графа Павла Ивановича Ягужинского. Представляя сенаторам генерал-прокурора, Пётр I сказал: «Вот око моё, коим я буду всё видеть».
В Указе от 27 апреля 1722 года «О должности генерал-прокурора» Петром 1 заложены основополагающие обязанности и полномочия Генерал-прокурора по надзору за Сенатом и руководству подчиненными органами прокуратуры.
С 1802 года система органов прокуратуры стала составной частью образованного Министерства юстиции, а министр юстиции по должности стал генерал-прокурором.
В соответствии с концепцией судебной реформы 1864 года, «при судебных местах необходимы особые прокуроры, которые по множеству и трудности возлагаемых на них занятий, должны иметь товарищей», а также констатировали, что «власть обвинительная отделяется от судебной».
В ноябре 1917 года Советом народных комиссаров РСФСР был принят «Декрет о суде № 1», согласно которому упразднялись существовавшие до революции суды, институты судебных следователей, прокурорского надзора, а также присяжной и частной адвокатуры. Их функции взяли на себя вновь созданные народные суды, а также революционные трибуналы.
Постановлением ВЦИК в мае 1922 года было принято первое «Положение о прокурорском надзоре», согласно которому, в составе Народного комиссариата юстиции была учреждена Государственная прокуратура.
В ноябре 1923 года была образована Прокуратура Верховного суда СССР, которая получила право законодательной инициативы и совещательного голоса в заседаниях высших органов власти страны, а также право приостанавливать решения и приговоры коллегий Верховного суда СССР.
В июне 1933 года постановлением ЦИК и Совнаркома СССР принято решение об учреждении прокуратуры СССР, на которую возлагались, в том числе, дополнительные функции:
надзор за соответствием постановлений и распоряжений отдельных ведомств СССР и союзных республик и местных органов власти Конституции и постановлениям правительства Союза ССР;
наблюдение за правильным и единообразным применением законов судебными учреждениями союзных республик с правом истребования любого дела в любой стадии производства, опротестования приговоров и решений судов в вышестоящие судебные инстанции и приостановления их исполнения;
возбуждение уголовного преследования и поддержание обвинения во всех судебных инстанциях на территории СССР;
надзор на основе особого положения за законностью и правильностью действий ОГПУ, милиции, уголовного розыска и исправительно-трудовых учреждений;
общее руководство деятельностью прокуратуры союзных республик.
Правовой статус прокуратуры СССР закреплен в Положении о прокуратуре СССР, принятом ЦИК и СНК СССР 17 декабря 1933 года, согласно которому, прокуратура СССР определена самостоятельным государственным органом, прокуратура при Верховном суде СССР была упразднена. Прокурор СССР назначался ЦИК СССР и был подотчетен ему, президиуму ЦИК СССР и Совнаркому СССР. Нормативным актом образовывались военная и транспортная прокуратуры; закреплялись организационно-распорядительные полномочия Центрального аппарата прокуратуры СССР.
Конституция СССР 1936 года установила, что высший надзор за точным исполнением законов всеми государственными органами, их должностными лицами и гражданами СССР возлагается на прокурора СССР; аналогичную функцию на генерального прокурора СССР возложило Положение о прокурорском надзоре в СССР, принятое в мае 1955 года указом Президиума Верховного совета СССР.
В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 года «О военном положении», работа органов прокуратуры, как военных, так и территориальных, была перестроена на военный лад в связи с началом Великой Отечественной войны. Кроме того, указом Президиума Верховного Совета СССР в сентябре 1943 года прокурорско-следственным работникам устанавливаются классные чины с выдачей форменного обмундирования. Одновременно вводится сравнительная градация классных чинов прокуроров и следователей, приравненных к воинским званиям.
Верховным Советом СССР в марте 1946 года принял Закон СССР «О присвоении Прокурору СССР наименования Генерального прокурора СССР». Первым главным прокурором страны, назначенным на должность генерального прокурора СССР, стал К. П. Горшенин.
В ноябре 1979 года, после принятия конституции СССР 1977 года, принят закон СССР о прокуратуре СССР, заменивший положение о прокурорском надзоре. Наряду с надзором за точным соблюдением законов новая конституция закрепила за прокуратурой полномочия по:
борьбе с нарушениями законов об охране социалистической собственности;
борьбе с преступностью и другими правонарушениями;
расследованию преступлений в соответствии с уголовно-процессуальным законом;
координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступлениями и иными правонарушениями
участию в совершенствовании законодательства.
За генеральным прокурором СССР на основании статьи 9 закона СССР о прокуратуре также закреплено право законодательной инициативы и его ответственность и подотчетность перед Верховным Советом СССР, а в период между его сессиями — Президиуму Верховного Совета СССР.
После распада СССР, в январе 1992 года, был принят новый закон Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации». В принятом в 1992 году законе упразднен надзор за исполнением законов гражданами, установлен запрет на вмешательство прокуратуры в хозяйственную деятельность, закреплён надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.
В Конституции Российской Федерации, принятой в 1993 году, в статье 129 закреплён принцип единства и централизации системы органов прокуратуры.
В соответствии с Конституцией, прокуратура Российской Федерации является самостоятельным государственным органом, формально не входящим ни в одну из ветвей власти. Вместе с тем статья о прокуратуре находится в главе 7 Конституции России «О судебной системе», с 5 февраля 2014 года именующейся «Судебная власть и прокуратура», что свидетельствует об обособленном правовом статусе органов прокуратуры Российской Федерации в системе органов власти и управления.
И в наши дни органы прокуратуры, в первую очередь, остаются на страже соблюдения прав и законных интересов граждан.
Гражданам разъясняется, что обратиться в прокуратуру Котельниковского района можно в рабочие дни – с понедельника по пятницу в рабочее время (с 09-00 до 18-00, в пятницу – до 16-45) или направить заявление почтовой связью либо оформить его в электронном виде на едином портале государственных услуг.
В соответствии со ст. 7 Федерального Закона от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации», гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает наименование государственного органа, в который направляется обращение, свои фамилию, имя, отчество (последнее – при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату.
В прокуратуре района для удобства граждан разработан бланк обращения, а также дежурным прокурором гражданам будет оказана помощь в написании обращения в прокуратуру района.
12 декабря 2021. |